На протяжении многих лет работы, мы постоянно сталкиваемся с одной, но очень большой проблемой. Проблемой недопонимания и незнания.
Начать хочется с цитирования статьи, опубликованной на сайте НГС/НОВОСТИ/ [17.12.08] под названием «…У 40 % школьников нарушена осанка».
«…Специалисты департамента здравоохранения Новосибирской области провели проверку в 32 общеобразовательных школах на предмет того, как осуществляется медицинский контроль физического воспитания учеников Новосибирска.
Как сообщил главный врач Новосибирского областного врачебно-физкультурного диспансера Андрей Томчук, медицинский контроль занятий физкультурой и школьных спортивных соревнований в целом находится на должном уровне. Проблема иная: большое число школьников имеют ограничения для занятий физкультурой или полное освобождение от них.
Согласно данным медицинской статистики, каждый двадцатый школьник Новосибирской области страдает сколиозом, у 42 % ребят нарушения осанки. По словам Андрея Томчука, при этой патологии занятия физкультурой по специальной программе не только не противопоказаны, а напротив, необходимы для того, чтобы болезнь не закончилась инвалидностью.
Однако только в десяти из проверенных школ есть группы лечебной физкультуры для детей с патологией позвоночника. И лишь в пяти школах организованы специальные медицинские группы для индивидуальных занятий физкультурой с ребятами, которые имеют серьезные отклонения в здоровье.
Руководство департамента здравоохранения Новосибирской области намерено предложить департаменту образования заняться обучением школьных учителей физкультуры методике проведения занятий с детьми «специальной медицинской группы», а также обеспечить все школы преподавателями ЛФК…»
Данная статья, как нам кажется, весьма интересна для дискуссии, но не вызвала обильные отклики Internet-сообщества. По состоянию на момент просмотра 10.03.2010г комментариев к данной статье насчитывалось 29. Возникает вопрос: разве нечего сказать, ни у кого нет детей, никому не интересно?
Нам же кажется, что данная короткая «заметка» вскрывает некоторые реальные проблемы современной школы и дошкольных учреждений. И дело даже не в отсутствии инвентарной базы для организации специализированных групп физической подготовки для детей с теми или иными нарушениями осанки и другими заболеваниями. Нам кажется, что громадная проблема в отсутствии квалифицированных кадров. Именно квалифицированных. Для работы с детьми, тем более с подростками при наличии уже формирующихся отклонений от нормы в здоровье, уровень знаний и умений не должен быть ограничен педагогическим образованием. Требуются знания анатомо-физиологических особенностей, как здорового организма, так и механизмы формирования нарушений и функционирования в условиях патологии. Современные стандарты подготовки специалистов от образования включают минимальные знания возрастной анатомии, патофизиологии. При личном общении с выпускниками педагогического университета, которые уверены, что данная информация не имеет особой важности для их дальнейшей работы, хочется задать вопрос о целях, которые они преследуют, избрав данную специальность.
Специалисты, которые владеют данными знаниями и необходимым опытом, как правило, не идут работать в школы и детские сады. Т.к. курсы повышения квалификации являются платными, а обучение за границей не реально, заработать на все это в рамках муниципальных заведений невозможно.
Соответственно, специалистов высокого уровня (в. т.ч. реабилитологов) достаточно, но работают они в частных фитнес-центрах, в семейных центрах, т.е. в коммерческих структурах.
Уровень информированности населения о том, что ребенку/подростку, помимо интеллектуального развития, необходимо достаточное физическое, не велик. Существует некоторый пласт родителей, пребывающих в абсолютной уверенности, что посещение/пребывание в школе/детском саду, полностью удовлетворяет потребности их детей в физическом развитии. Сколиоз является полиэтиологическим заболеванием. Исследования доказали, что сколиоз встречается у 15–20 % детей, причем девочки чаще мальчиков входят в группу риска, т.к. ведут менее подвижный образ жизни. Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом за уроками и т.д. Статистика определила, что 27 % детей в возрасте от 7 до 9 лет страдают от нарушения осанки, среди 10–14летних болеет 40 %, наконец, сталкиваются с проблемой нарушения осанки около 33 % 15–17летних подростков. Статистика вещь упрямая и факты говорят сами за себя. Школьной «физ-ры» явно недостаточно для предотвращения вышеуказанных состояний и заболеваний.
Дабы не быть голословными, приведем несколько вопиющих до безобразия примеров:
Случай № раз:
Девочка, назовем ее Ксюша, возраст 7 лет, анатомически разная длинна ног, сколиоз 2 ст. Привела на занятия мама. При входном контроле стало известно, что ребенок состоит на учете, что естественно, у ортопеда. На первом месте в рекомендациях значится: «…постоянное ношение специальной стельки…», призванной, соответственно, выравнивать разную длину ног и предотвращать прогрессирование сколиоза. Так вот, мама пребывала в уверенности, что словосочетание «постоянное ношение» означает ношение стельки только в школе! Как будто дома и, скажем, на улице, по дороге из школы, ноги, магическим образом, становятся одинаковой длинны. Ребенок посещает обычные занятия физ-ры, что ему противопоказано; согласно рекомендациям все того же ортопеда, девочка должна посещать группу ЛФК.
Случай № два:
Папа приводит на занятия юношу (13 лет), назовем его… Хмм… Вова. На входном контроле: по результатам анкетирования проблем со здоровьем нет; осмотр выявляет избыток массы тела, наш инструктор настаивает на прохождении мед. осмотра, по результатам которого было установлено повышение уровня холестерина до 6,26 ммоль/л при норме для взрослого человека 5,2 ммоль/л, отклонение ряда других физиологических параметров. Но не в этом суть: когда мама ребенка обратилась к своему педиатру, то врач без проблем выписала освобождение от физ-ры, хоты она не далее как неделю назад осматривала ребенка (данные результаты анализов уже имелись у нее на руках), однако отклонений врачом не было зафиксировано. Далее по навыкам ребенка: в 13 лет юноша не может выполнить элементарное задание: 10 прыжков на скакалке, 30 приседаний, при этом одышка такая как будто он бежал марафонскую дистанцию. Далее не могу продолжать, потому что страшно…
Выход…
Для того чтобы подготовить и переучить «физруков» потребуется поменять стандарты образования и длительное время на переподготовку уже работающих в данной системе педагогов.
Но время идет…
Почему бы не воспользоваться помощью уже существующих Центров, оказывающих подобные услуги? Да, эти Центры коммерческие. Но идти на контакт с данными заведениями вполне возможно и результат подобного взаимодействия будет, скорее всего, успешен. Успешен, прежде всего, для потребителя – ребенка/подростка, чье здоровье значится первой ступенью на пути формирования здоровой нации.
Авторы:
Сединина Елена
Журавлева Екатерина
P.S.
Мы люди с активной жизненной позицией
Нас угнетают многие вещи: курение, популяризация пива и другой слобоалкогольной продукции среди молодежи… Продолжать можно долго, только никто не слышит… Решили начинать себя…
Многие мамы не знают как опасно ношение узких джинс для девочек при формировании костей таза и последующих беременностей.
Многие не знают как опасно ношение тонких капроновых колгот в Сибири зимой.
Многие не знают, что курение матери до беременности очень опасно для «потенциального», будущего ребенка.
Многие не знают… Не хотят знать!